Брак в печати:
кто виноват и что делать?
Простого ответа на этот вопрос нет, но мы можем постараться разложить его на составляющие и разобраться: что является браком, а что нет.
Во-первых, можно сказать, что брак — это несоответствие результата техническим возможностям оборудования. Например: если оборудование может напечатать хорошо, а получилось не хорошо, то это брак. Если же результат не соответствует субъективным ожиданиям — это плохая работа с ожиданиями, но технически браком признаваться не будет.
Во-вторых, брак определяется исходя из возможности или невозможности продукции выполнять свои потребительские функции. Например, у вас есть техническая упаковка: гофрокороб с флексопечатью. При печати идёт небольшое растискивание — печать немного съезжает и у элементов появляется ореол. Свои потребительские свойства коробка от этого не теряет: логотип виден — читается; коробка защищает вложение от воздействия внешней среды; конструкция не нарушена; техническая информация на ней есть и читается поэтому браком такой ореол печати признан не будет.
Однако, если на печатное изделие «навешиваются» дополнительные маркетинговые и представительские функции (не только утилитарные) в этом в случае можно разбираться, будет такой эффект печати признан браком или нет.
Давайте углубимся в вопрос что точно признается браком в печати:

  1. Недостаточное количество по тиражу (например, заказывали 3000, получили 2900)
  2. Несанкционированная замена бумаги
  3. В именных, нумерованных изделиях не хватает каких-то имён или номеров
  4. Если пачкается краска, слипаются изделия в стопке после сдачи
  5. Надрывы на сгибах
  6. Расклеиваются изделия (конверты, пакеты, коробки)
  7. Отпечаток не соответствует утверждённому спуску
  8. Брошюра/блокнот/книжка (любое многостраничное издание) собраны вверх ногами или страницы идут не порядку
  9. Существенно не соответствует цветопробе, утверждённой вживую
  10. Не тот цвет краски или фольги, утверждённой вживую. Цвета должны быть утверждены вживую — это очень важно. Все экраны отражают цвета по-разному, поэтому варианта у заказчика два: или согласовывать цвет вживую (по вееру Pantone, по цветопробе или по образцам в типографии) или быть готовым к тому, что в печати цвет будет немного (а иногда довольно сильно) отличаться от его ожиданий и того, как он видел этот цвет на экране
Что браком не является:

  1. Типография не попала в цвет макета (даже в фирменный цвет Pantone), если он выбирался и согласовывался удалённо по монитору (по фото и видео)
  2. Если на тираже брак из-за ошибки в подготовке макета.У каждой типографии в открытом доступе есть технические требования, поэтому если макет этим требованиям не соответствовал: по цветовому пространству, толщине линий, вылетам, размерам, прозрачностям, браком такой тираж признан не будет.Типография может проверить файл на соответствие тех.требованиям, но не обязана этого делать. Ответственность за подготовку лежит на том, кто готовит файл к печати до отправки его в типографию
  3. Если готовая продукция не соответствует субъективным ожиданиям заказчика. Субъективные ожидания бывают разные: слишком тонкая или толстая бумага; тактильные свойства бумаги не такие, как представлял себе заказчик — такие несоответствия не будут признаны браком
  4. Ошибки в тексте, опечатки
В процессе создания готовой печатной продукции может участвовать очень много ролей, и иногда они ложатся на разных людей.
Такие как:
  • Дизайнер приходит в типографию, а у неё есть и дизайн, и вёрстка, и предпечатная подготовка и даже доставка по адресам
  • Бывает цепочка взаимодействия заказчик — дизайнер — типография. И дизайнер в этой ситуации берёт на себя задачи также по написанию текстов
  • Иногда в цепочку нужно добавить корректора и редактора, которые вычитают тексты на предмет грамматических и стилистических ошибок
  • В некоторых случаях может потребоваться привлечь к работе технолога или конструктора, который разработает и конструкцию вашего изделия. А также принт-менеджера (полиграфиста), который будет вести тираж на всех этапах от идеи до доставки клиенту. Принт-менеджером может быть как отдельный человек (или компания) со стороны, так и сотрудник внутри компании. Так же в этой роли может выступить дизайнер
Есть ли какие-то объективные правила или стандарты отрасли и где это прописано:
Есть ГОСТы, но вы, как заказчик, не захотите ими воспользоваться. В основном они касаются офсетной печати, газетной и издательства книг. В большей степени речь в них идёт о «марашках», которые есть в офсетной печати, пылинках. И там такие процентовки, которые скорее всего заказчику не понравятся.
Но если вы хотите к чему-то обратиться, то типография регулирует ожидания клиента за счёт своих технических требований. Нет другой возможности узнать, что типография считает нормальным.
Важно эти требования уметь читать. Например, что значит, если в требованиях написано, что вылеты должны быть не менее 5 мм?
Это значит, что если при резке макет будет подрезан на 4,99 мм вправо — это не будет считаться браком.
Такой пример лучшего всего объяснять на кейсе с рамочками близко к краю: если вам кажется, что вы выбираете между макетом с рамочкой и макетом без рамочки, то на самом деле вы выбираете между ровным макетом и кривым. Потому что при резке расстояние от рамочки со всех сторон может быть разным из-за допустимой погрешности, и это не будет считаться браком. И чем ближе рамочка к краю — тем заметнее будет эта погрешность.
Поэтому можем дать нашим слушателям универсальный совет: если вы делаете рамочку в своей полиграфии, отодвигайте её минимум на 5 мм от края, а если рамка должна быть с двух сторон, то на обороте не менее 12-13 мм от края. Это поможет сделать так, чтобы погрешность резки была не так заметна с обеих сторон.
Немного про цвет в печати:
С цветом всё сложно. Цвет нужно смотреть вживую. Единственный вариант получить адекватное представление о том, какого цвета у вас будет отпечаток — это сделать цветопробу. Единственное исключение из правил — это цвета из палитры Pantone.
Самое важное, что я хочу донести — совершенно неважно, какого уровня у вас монитор и техника, калиброван у вас монитор или нет. Никогда монитор не покажет цвет один-в-один, как он выйдет в печати. Более того, если у нас один и тот же экран, но мы смотрим на него в разное время суток, в разных помещениях — мы в каждой ситуации увидим цвет по-разному.
Приведу пример: заказчик и дизайнер потратили много времени на подбор правильного – того самого – оттенка для своей полиграфии. Сделали 10 итераций, чтобы, например, зелёный был не слишком травянистым, но и не слишком серым, и так далее. Я их поздравляю, они сделали совершенно бесполезную работу с точки зрения печати. Если макет предполагает дальнейшую печать, гораздо эффективнее было съездить в ближайшую типографию, посмотреть веер Pantone и подобрать наиболее подходящий цвет из палитры. [Выбирать цвет вживую, не на экране!]
А может ли дизайнер хоть как-то влиять на то, как в печати получится цвет, на этапе разработки макета?
На своём мониторе, по большому счёту, никак.
Как вариант, мы можем выбрать систему цвета Pantone и ориентироваться на неё. Пару слов скажем о самой системе. Pantone — это международный институт цвета, который, в том числе, выпускает справочники. В них вы найдёте палитру цветов, у каждого из которых будет свой индивидуальный номер.
Обратите внимание, что вееры различаются для разных бумаг, например, для бумаг с покрытием (мелованных — coated) и без покрытия (немелованных — uncoated). Если вы посмотрите на цвет, например, 735 C (coated) и на 735 U (uncoated), вы увидите, что они очень сильно отличаются. Uncoated будет гораздо более глухой, чем Coated.
Существуют также производители красок. Что такое печать пантонами — это когда в печати используют краску уже заранее замешанную в нужный вам цвет по Pantone* в отличие от печати CMYK.
* Здесь стоит сделать ремарку о том, что некоторые типографии замешивают цвет вручную и это даст менее предсказуемый результат в печати по цвету, особенно, если вам потребуется повторить затем тираж в другое время. А некоторые типографии закупают краску в нужный пантон сразу у производителя — в этом случае её замешивают машинным способом и цвет будет 1-в-1 как в веере.
Как быть, если наш тираж не позволяет выбрать технологию печати пантонами, и мы будем печатать его цифрой?

Цифровая печать — это печать в CMYK, то есть, печать из 4-х «картриджей»:
C – cyan – голубой
M – magenta – розовый
Y – yellow – жёлтый
K – black – чёрный
Нужно понимать, что у экрана, на котором мы смотрим наши макеты, есть цветовой охват — цвета, которые он может отобразить. Так же и у печати есть свой цветовой охват, и он значительно меньше, чем у экранного.
Поэтому если дизайнер выбирает в макете цвет яркий насыщенный неоновый синий, то в печати он всё равно таким ярким и насыщенным не получится. И получается: заказчик видел на экране одно, в печати получил совершенно другое, страшно разочарован, но это не брак.
Что мы можем сделать в ситуации, когда дизайнер влиять на цвет не может, заказчик печатать пантонами не может, так как не позволяет тираж:
  • Смириться. Если у вас нет времени на цветопробу, нет бюджета, вы в другом городе от типографии и у вас нет никакой возможности посмотреть на цветопробу вживую, будьте готовы принять на себя риски, что цвет в печати будет отличаться от ваших ожиданий.
  • Воспользуйтесь веером Pantone Color Bridge, где рядом с цветом Pantone вы найдёте ближайший по воспроизведению цвет в CMYK. Обратите внимание, что цвет CMYK всё равно получится более приглушённым.
  • При общении с типографией акцентируйте внимание на нужном вам оттенке цвета (если для вашего тиража это очень критично). Возможно, менеджер сможет предложить какое-то решение этой задачи.
  • Адаптируйте макет таким образом, чтобы несоответствие цвета не так бросалось в глаза. Например, вместо сплошной заливки в нужный вам розовый цвет сделайте белый фон, а логотип и другие небольшие элементы напечатайте розовым. На тонких элементах разница в оттенке при печати будет не так заметна.
  • Сделайте цветопробу. Даже если вы в другом городе, вы можете попросить отправить её вам, чтобы вы проверили цвет вживую.

Цветопроба — это способ не только проверить сам оттенок цвета, но и то, как он ложится на выбранную вами бумагу, так как на разные бумаги краска ложится по-разному. Также вы сможете проверить, как выходят фотографии, заливки (плашки), не полосит ли печать, нет ли разнотоницы, а также хорошо ли смотрится вся композиция в целом: размеры и расположение текста и других элементов.
На основании пробного листа можно уточнить у типографии, если что-то не так. Например, вы видите, что плашка (заливка фона в цвет) легла не очень ровно и как будто есть некоторая белёсость. Уточнив у типографии, нормально ли это, вам могут сказать что да, так как это особенность технологии. В этом случае у вас есть варианты, как поступить дальше:
  • Поменять бумагу на более гладкую, чтобы цвет ложился ровнее
  • Поменять бумагу и выбрать тонированную в нужный вам цвет (как пример, бумага Keaykolour или Colorlab)
  • Поменять типографию (так как от оборудования тоже зависит, как макет получится в печати)
Важные нюансы про цветопробу:
  • Не полагайтесь на неё на 100%. Особенность цифровой печати в том, что даже внутри одного тиража цвет может немного «гульнуть», поэтому даже с цветопробой на тираже оттенок может немного отличаться.
  • Обязательно делайте пробу на той же бумаге, на которой будете запускать потом основной тираж и в той же типографии. Если вы вывели пробу в одной типографии, а печатать тираж отправили в другую, этот пробный лист становится для вас совершенно неинформативным. В разных типографиях разное оборудование = разное качество печати и цветопередачи.
  • Не растягивайте пробу во времени с запуском тиража: через 2 недели/2 месяца/полгода после печати вашей цветопробы цвет тираже может отличаться довольно сильно.
  • Рекомендую не вносить изменения в макет между пробой и запуском основного тиража. Если нужно что-то поправить — сначала правки, потом печать, так как при пересохранении могут слететь какие-то профили, элементы, прозрачности. Если по результатам пробы вы вносили изменения в макет, сделайте ещё один пробный лист, чтобы убедиться, что с новым макетом всё ок. И далее с того же макета запускайте основной тираж.
  • На цвет также могут влиять соседние элементы другого цвета. Например, марки с красным контуром и марки без этого красного контура дают немного разный оттенок цвета фона, хотя в макете он не менялся.
  • На цвет может влиять оттенок самой бумаги — на выбеленной бумаге и на бумаге тёплого белого цвета один и тот же цвет ляжет по-разному.
В случае, если тираж предполагается офсетный, вы можете:
  • Выбрать печать пантонами (в отличие от цифровой печати, у офсета такая возможность есть).
  • Приехать в типографию на приладку. Не каждая типография это предложит, но обязательно спросите, возможно, именно ваша типография вам разрешит. В таком случае вы приедете на старт печати и проверите, что всё в порядке.
  • На больших тиражах есть смысл вложиться и в офсетную цветопробу, потому что потратить 15-30 - и даже 100 тысяч рублей на тесты бывает более выгодно, чем перепечатывать тираж в несколько миллионов, которых у заказчика может не быть.
В случае, если Вы получили тираж и считаете, что там брак:
  • Дайте себе время остыть и начинайте коммуникацию в спокойном состоянии. Если просто позвонить и начать ругаться, решения проблемы вы вряд ли найдёте.
  • Конкретизируйте свои ощущения: что именно вас смущает. Условно, «в целом, мне всё нравится, но вот этот конкретно цвет вышел слишком светлым, или слишком тёмным, или плашка смотрится не очень однородно». Возможно, типография предложит вам какое-то решение, как можно решить проблему не перепечатывая весь тираж, а сделав одну или несколько дополнительных операций.
  • Будьте гибкими и готовы принять какое-то другое решение вместо перепечатки тиража — возможно, это будет эффективнее для вашей конкретной задачи.
Made on
Tilda